Публикации
В исследованиях политической активности в социальной сетях в последнее время все большее внимание уделяется автоматизированным аккаунтам, более известным как боты. Несмотря на обилие работ, посвященных этому явлению, воздействие ботов на социальную сеть и ее пользователей остается недостаточно исследованным. Данная статья направлена на заполнение этой лакуны и предлагает реалистичную вычислительную модель взаимодействий обычных пользователей, политических лидеров и их ботов в популярной соци- альной сети Twitter. В первую очередь мы используем модель для изучения последствий применения ботов для популяризации лидерского аккаунта с помощью приобретения новых подписчиков и ретвитов. Далее мы исследуем возможности ботов по продвижению лидерской политической позиции благодаря увеличению общего объема публикаций, распространяющих идеологию лидера. Мы показываем, что применение ботов может вредить личной популярности лидеров, в то время как успехи в продвижении идеологической позиции зависят от распределения ботов между лидерами. В дальнейшем данные результаты могут быть использованы для разработки дизайна эмпирической проверки результатов применения ботов.
Целью исследования является описание механики “чернобыльской” коллективной травмы (А. Ассман, Я. Ассман) и способов обеспечения онтологической безопасности (Э. Гидденс) людьми, имеющими опыт проживания на загрязненных радиацией территориях (на примере Новозыбкова Брянской области и Плавска Тульской области). Метод исследования - глубинные интервью. Определено, что люди различными способами обеспечивают безопасность от радиации, управляя радиационными рисками. Способы отличаются по критериям осознанности риска и проявления активности относительно его минимизации: 1) замалчивание травмы (А. Ассман) или “вынесение риска за скобки” (Э. Гидденс) через: а) отрицание риска, когда ничего не делается для его минимизации; б) отрицание риска и неосознанное управление радиационным риском; в) признание риска и сознательный отказ от его минимизации; 2) сознательное управление радиационным риском через признание влияния радиации и его активную минимизацию.
Политический троллинг в социальных сетях превратился в последние годы в новую технологию цифровой политики. Исследования троллинга в политической науке, однако, фокусируются на проблеме детекции троллей и описании характера их деятельности и стратегий, во многом игнорируя вопрос о восприятии троллинга пользователями. Результатом такого смещения академической оптики является острая нехватка работ о последствиях и результатах политической онлайн-активности троллей. Методологически ситуация усугубляется тем, что существующие исследования опираются на выявление троллей путем ручной разметки пользователей социальных сетей. Игнорирование вопросов восприятия троллинга в этой ситуации может приводить к систематическим смещениям в эмпирических результатах. Авторы данной работы стремятся заполнить отмеченный пробел в научной литературе, исследуя восприятие политического троллинга в социальной сети “ВКонтакте”. С опорой на литературу, посвященную феномену селективного восприятия, в статье выдвигается гипотеза о том, что сторонники и противники действующей власти будут чаще называть троллингом сообщения, выражающие противоположную политическую позицию. Эта гипотеза проверяется на основе анализа оригинальных эмпирических данных методами регрессионного анализа, который показывает, что лишь одна из рассматриваемых групп респондентов – оппозиционно настроенные респонденты – склонна чаще маркировать в качестве троллинга сообщения с противоположной политической позицией. При этом сторонники действующей власти не демонстрируют систематических различий в восприятии провластного и оппозиционного троллинга. Полученные результаты, с одной стороны, указывают на методологические ограничения эмпирических исследований, опирающихся на размеченные данные; с другой – указывают на значимые различия в восприятии политической онлайн-информации сторонниками и противниками действующей власти и актуализируют проблематику базовых политических представлений в исследованиях политической коммуникации.
Статья посвящена анализу процесса формирования нового инклюзивного политического института в качестве которого выступают публичные массовые акции протеста ненасильственного характера. Такие акции, количество которых постоянно возрастает, проходят в государствах как с авторитарными, так и с демократическими режимами правления. Современная социально-информационная среда, в которой в результате массового использования социальных сетей, блогов и других интернет-ресурсов неразрывно переплетены социальные и инфокоммуникационные процессы, стала не только благоприятной средой, но и катализатором таких акций. В условиях авторитарных режимов, когда все традиционные институты и механизмы воздействия на власть блокируются, массовые протесты дают определенные возможности оказать такое воздействие и служат институциональным фактором трансформации режимов. При демократических режимах, когда в условиях постиндустриального цивилизационного транзита традиционные институты и механизмы политического участия оказываются недостаточно эффективными и проявляется дисфункция политических систем из-за их запаздывающей адаптации к новым условиям, публичные массовые акции протеста выступают в качестве инклюзивного политического института, призванного компенсировать возникшую дисфункцию.
Некоммерческие организации, играющие в современном мире все более значимую роль, становятся объектом множества исследований. Их значительную долю составляют сравнительные работы, посвященные объяснению как национальных, так и региональных различий в размере некоммерческого сектора. В отношении российского некоммерческого сектора неоднократно указывалось на наличие региональных различий, однако попытки оценить их масштаб и факторы с учетом всего теоретического разнообразия, накопленного в этой сфере, ранее не предпринимались. В рамках статьи на данных Росстата за 2018 г. протестированы четыре наиболее распространенные теории, объясняющие региональные различия в размере некоммерческого сектора по числу организаций, их трудовым и финансовым ресурсам: теория благосостояния, теория провалов государства, теория взаимозависимости и теория социального капитала. Результаты исследования показали, что наибольшее влияние на размер некоммерческого сектора в регионах России оказывает объем государственной поддержки и, в меньшей мере, показатели социального капитала. Такие данные могу говорить о крайне высокой значимости государственного финансирования для размера сектора НКО в России и регионах и зависимости НКО от бюджетных поступлений.
Статья опирается на тезис о значимости удовлетворенности эпизодических волонтеров для их будущего участия в добровольческой деятельности. Речь идет о тех, кто ситуативно, время от времени присоединяется к работе на разных волонтерских мероприятиях и уходит после их завершения. Такая форма волонтерского участия получила достаточно широкое распространение и приходит на смену регулярному волонтерству в некоммерческих организациях, что указывает на трансформацию парадигмы взаимодействия «некоммерческая организация — волонтер». По результатам опроса эпизодических волонтеров в нашей стране (n = 2 494, 2018) впервые дана их характеристика, а также ответы на вопросы, (1) как удовлетворенность на фоне других возможных факторов влияет на намерение будущего участия эпизодических волонтеров и (2) от чего зависит ее уровень. Выявлено, что для исследуемых волонтеров удовлетворенность более значима, чем другие переменные. При этом организация мероприятия и то, как к волонтеру относились другие члены команды, оказывают наиболее сильное влияние на удовлетворенность. Воспринимаемая принадлежность к НКО также важна для эпизодических волонтеров, и по этому критерию они не сильно отличаются от волонтеров регулярных. Ошибочно редуцировать роль и менеджмент эпизодических волонтеров до простой функции по выполнению несложных рабочих задач.
Статья посвящена влиянию современных российских YouTube-блогеров на политические взгляды школьников. На основе анализа количественного (опрос подростков, N=500) и качественного (257 глубинных интервью) исследований выявляются авторы самых популярных YouTube-каналов, а также анализируются причины их популярности, ключевой из которых становится тактика выстраивания доверительных отношений со своей аудиторией. Во второй части статьи исследуется содержательное наполнение популярных роликов с учетом его политического контекста. В основном популярные у школьников ролики содержат развлекательный и юмористический контент, но в своих комментариях и репликах блогеры неоднократно затрагивают политическую тематику. Весь политический контент можно рубрицировать следующим образом: реакция на актуальный политический контекст, образ современной России и ее проблемы, а также взгляды на патриотическое воспитание. Ролики современных YouTube-блогеров находят сильный эмоциональный отклик у молодежи по нескольким причинам: они затрагивают волнующие подростков темы, апеллируют к ценностям, разделяемым молодыми людьми: доступное образование, борьба с коррупцией, экология, пацифизм.
Статья посвящена исследованию современного авторитаризма в институционально-целевой парадигме. Представлен типологический анализ современных авторитарных режимов с выделением четырех категориальных групп — авторитарные монархии, коммунистические режимы, постколониальные диктаторы и неоавторитарные режимы. Последняя группа разделена на две подгруппы: трансформационные и постсоветские режимы. В качестве актуального направления исследований предлагается анализ современных практик авторитарного правление с учетом политико-исторической динамики влияющих на такие практики эндогенных и экзогенных факторов, обусловленных постиндустриальным цивилизационным транзитом.
Аналитический доклад «НКО Москвы: статистический портрет и оценка состояния» подготовлен по результатам исследования столичных некоммерческих организаций, проведенного в период с март 2020 по январь 2021 гг. Цель исследования – комплексный анализ деятельности и условий работы некоммерческих организаций Москвы.
В процессе исследования был, во-первых, определен размер некоммерческого сектора Москвы, во-вторых, проанализировано текущее состояние и общий контекст работы НКО Москвы, выявлены ключевые проблемы сектора, в-третьих, проведен аудит текущих мер городской политики по работе с НКО и оценена их востребованность со стороны НКО.
Исследование проведено на основе методологии смешанных методов, что включает анализ как вторичных источников данных (статистики и других внешних баз данных), так и сбора данных качественными и количественными методами для получения более обоснованных и подкрепленных различными типами данных результатов.
Статья посвящена политико-историческому анализу выборов депутатов Государственной Думы второго созыва в 1995 году. Политический контекст этих выборов оценивается как противостояние «партии власти» и антиреформаторской оппозиции. Для противодействия оппозиции «партия власти» создала для участия в выборах собственную политическую структуру - движения «Наш дом-Россия» (НДР) во главе с председателем правительства Виктором Черномырдиным. Анализ процесса создания движения НДР, который проходил под эгидой Администрации президента, подтверждает использование в этом процессе административного ресурса президентской и исполнительной власти. Создание движения НДР привело к размыванию реформаторско-демократического фланга. Ослаблению этого фланга способствовало и то, что образующие его политические организации не смогли объединиться. Две ведущие политические организации реформаторско-демократической ориентации — партия «Демократический выбор России» Егора Гайдара и общественное объединение «Яблоко» Григория Явлинского не создали общий избирательный блок, хотя для этого были объективные предпосылки. Значимым аспектом предвыборной кампании 1995 года было и то, что к выборам депутатов активный интерес стали проявлять российские отраслевые корпорации и финансово-промышленные группы. Они стали инкорпорировать лоббистов своих интересов в состав депутатского корпуса. На выборах депутатов Государственной Думы второго созыва в 1995 года успех сопутствовал антиреформаторской оппозиции и, прежде всего, КПРФ, неудача постигла «партию власти», представленную движением НДР, и сокрушительное поражение потерпели не сумевшие объединиться демократы-реформаторы. Государственная Дума второго созыва имела выраженный антиреформаторский и оппозиционный действующему президенту и исполнительной власти характер, но при этом представляла собой достаточно самостоятельной политического института, в котором сохранялись определенные возможности для конкурентной законодательной деятельности и поисков компромиссов в кризисных ситуациях. Выборы 1995 года нельзя оценить, как в полной мере честные и свободные, и, начиная именно с этих выборов, в организм российской политики была занесена бацилла электоральной коррупции.
В статье рассматривается проблема формирования после распада прежнего биполярного нового мирового порядка в условиях постиндустриального цивилизационного транзита. В этих условиях миропорядок не может сформироваться в парадигме полярности, институциональной основой которой призваны служить государства-полюсы, взаимоотношения между которыми строятся в соотнесении с их ресурсами военной и экономической силы. Необходимость иной институциональной основы миропорядка определяется тем, что количество суверенных государств-членов ООН существенно увеличилось с начальных 50 до 193, и каждое из этих государств имеет все права и претендует на то, чтобы его интересы и цели учитывались в системе международных отношений. Кроме того, в процессе постиндустриального транзита непосредственно сам институт государства претерпевает существенные трансформации. В результате глобализации границы национальных государства становятся «проницаемыми» для таких пространств как мировой рынок товаров, продукции и услуг, трансграничное информационно-коммуникационное пространство, международное правовое пространство. Возникают новые транснациональные организационные формы. Именно эти формы и, в первую очередь, международные межгосударственные организации (ММО), количество которых также существенно увеличилось, могут составить институциональную основу постиндустриального миропорядка. В контексте формирования такого миропорядка основной интерес представляют политические ММО, созданные в целях политических межгосударственных взаимодействий, включая вопросы совместной обороны и коллективной безопасности, и регулирования международных отношений по широкому спектру проблем.
Можно предположить, что многоуровневая сеть политических ММО, распределенная зонтичная архитектура которой будет развиваться и совершенствоваться в процессе цивилизационного транзита, составит политическую институциональную основу зарождающегося постиндустриального миропорядка. Эта структура создает полицентрическую конфигурацию международных отношений, в которой разноуровневыми центрами взаимодействия и согласования политических интересов государств выступают различные политические ММО от общемировых до предельно локальных. При этом ключевой остается проблема эффективности существующих политических МОО для предотвращения и устойчивого купирования межгосударственных и локальных военных конфликтов, политических кризисов.
Интернет как особое пространство для политической деятельности и осуществления политической коммуникации все активнее используется политическими акторами. Активизация политических процессов в глобальной сети обусловливает повышенный интерес исследователей к ним. Одним из актуальных направлений этих исследований является анализ эффективности коммуникативных стратегий, используемых политико-ориентированными сообществами в интернете. Результаты такой оценки позволяют, в частности, охарактеризовать уровень вовлеченности и особенности участия интернет-пользователей в политических процессах. В целях изучения этих процессов был проведен телефонный опрос жителей Санкт-Петербурга. Выбор Санкт-Петербурга был обусловлен тем, что этот субъект Российской Федерации обладает одним из самых высоких уровней интернет-покрытия и отличается высокой степенью вовлеченности населения в политические процессы. Результаты исследования показали, что базовые коммуникативные стратегии — информирования и презентации — эффективно реализуются политико-ориентированными сообществами. Более двух третей политически активных интернет-пользователей в Санкт-Петербурге отметили, что посещение соответствующих ресурсов помогло им глубже понять политическую ситуацию, определиться со своим отношением к партиям, политикам, общественным движениям и организациям. Вместе с этим стратегия, связанная с поддержкой политической самоидентификации, пока для большинства интернет-пользователей не срабатывает. Возможно, это связано с тем, что большинство петербуржцев еще не нашло для себя подходящих политических лидеров и организаций. Подтвердилось наше предположение том, что большинство интернет-пользователей, проявляющих интерес к политике, сохраняют его перманентно, а не только в предвыборный период. Нашла свое подтверждение и гипотеза о том, что одним из факторов привлекательности стратегии соответствующего политико-ориентированного сообщества является акцентуация его неаффилированности с властью как таковой. Результаты опроса подтвердили также повышенную степень оппозиционных настроений интернет-пользователей.