• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прошлое, настоящее и будущее в оценках молодежи

Описание проекта

Проект нацелен на исследование политических представлений студенческой молодежи о прошлом, настоящем и будущем. Проект реализуется с 2013 года. 

Проект разделен на два направления: в первом исследуются взгляды и ценности российской молодежи. Во втором в фокус исследования попадает молодежь в других странах. В 2018-2019 году ЛПИ изучает следующие страны: Китай, Южная Корея, Япония, Германия. 

Исследовательские вопросы по российской подвыборке:
как современная российская молодежь, родившаяся уже после распада Советского Союза, представляет себе будущее России? Что знает об истории своей страны? Как относится к современным и историческим политическим деятелям? Какими событиями она гордится, а какие события вызывают у нее чувство сожаления и стыда? Результаты исследования трактуются в контексте изучения ценностей социальных групп, запросов к государству, и поведенческих паттернов молодежи как социальной группы: ее готовности к ответственности и  участию в жизни страны.

Исследовательские вопросы по иностранной подвыборке: 
Как современная молодежь представляет себе будущее свой страны? Что знает об истории своей страны? Что знает про другие страны?  Как относится к современным и историческим политическим деятелям? 

Массив первичных данных анализируется методом контент-анализа, проводится
 сравнительный анализ взглядов молодежи разных национальных подвыборок.

Для анализа данных используются ПО: QDA Miner, Atlas.ti и Dedoose.

Завершенные полевые этапы исследования:

- Интервью с китайскими студентами, которые обучались в московских вузах. Выборка: 100 чел. Проведено в 2016-2018 гг.
- «Ценностные ориентации российского студенчества». Выборка: 6 тыс. студентов из 109 российских вузов. Проведено в 2016-2018 гг.
- Опрос студентов московских вузов, сдававших и не сдававших единый госэкзамен по истории. Проведено в 2018 г.


Методы: глубинные интервью,  фокус группы, качественный анализ данных.

Ключевые слова: политические представления, студенчество, СССР, стыд, гордость, идеальный политический лидер, патриотизм

Публикации по проекту:

  1.  Kasamara V.Sorokina A.Maximenkova M. Pride and Shame in Collective Memory of Russian and American Youths // Nationalities Papers: The Journal of Nationalism and Ethnicity. 2018. Vol. 46. No. 5. P. 823-843. doi
  2. Kasamara V.Sorokina A. Rebuilt Empire or a New Collapse: Geopolitical Visions of Russian Students // Europe-Asia Studies. 2017. Vol. 69. No. 2. P. 262-285.
  3. Касамара В. А.Сорокина А. А. Советская и постсоветская Россия: исторические представления поколения миллениалов // Общественные науки и современность. 2017. № 6. С. 55-66.
  4. Касамара В. А.Сорокина А. А. “С чего начинается Родина”: патриотизм в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2016. № 6. С. 99-110.
  5. Kasamara V. A., Sorokina A. Post-Soviet Collective Memory: Russian Youths about Soviet Past // Communist and Post-Communist Studies. 2015. Vol. 48. No. 2-3. P. 137-145.
  6. Касамара В. А., Сорокина А. А. Образ СССР и современной России в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 107-118.

  7. Касамара В. А., Сорокина А. А. Представления о прошлом студентов топовых московских вузов // Общественные науки и современность. 2014. № 6. С. 57-69.

  8. Sorokina A., Kasamara V. A. The “Ideal” President Through the Eyes of Russian and French College Students / Пер. с рус. // Russian Social Science Review. 2013. Vol. 54. No. 3. P. 49-67.

  9. Касамара В. А., Сорокина А. А. «Идеальный» президент глазами российских и французских студентов // Общественные науки и современность. 2012. № 1. С. 5-15.

  10. Касамара В. А., Сорокина А. А. Персонифицированное лидерство: политические лидеры глазами российских и французских студентов // Общественные науки и современность. 2012. № 4. С. 81-94.

  11. Касамара В. А., Сорокина А. А. Российские студенты: взгляды на протестную активность и гражданское общество // В кн.: Россия и Германия. Общество и государство: исторический опыт взаимодействия / Перев.: Е. Кузавлева, М. Унрау; под общ. ред.: Н. Катцер, Р. Крумм, М. Ю. Урнов. М. : РОССПЭН, 2012. С. 309-332.

        Руководители проекта

         


        Касамара Валерия Александровна
        Заведующий лабораторией

         

        Сорокина Анна Андреевна
        Ведущий научный сотрудник

        Максименкова Марина Сергеевна
        Эксперт

         

         

         

         



         



         

         

         


         

        Нашли опечатку?
        Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
        Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.